В главном зале дебаркадера находятся работы художников, размышляющих о потерянном: проект Нурии Нургалиевой «Bad communications» о поиске связей, утраченные из-за времени, видео-арт дуэта Эмноюмно о поиске Мировой горы, связывающей небо и землю в шаманских ритуалах, объекты и видео Оксаны Кальченко, где художница ищет границу между реальностью и тем, что кажется сном, полным тревожности. Здесь же начинается работа Ярослава Субботина, в которой героиня татарской сказки Су Анасы ищет потерянный гребень, оставляя свои тени по всему дебаркадеру.
В соседнем зале соединились работы двух авторов: инсталляция «Лягушачья свадьба» Славы Нестерова и объект Оксаны Кальченко. Обе работы напоминают зрителю историю дебаркадера, когда в нулевые здесь был ресторан «Венеция» с богатыми интерьерами в духе своего времени, где проводились большие свадьбы и юбилеи. Инсталляция Нестерова переосмысляет праздники, художник рассказывает о реальном явлении «лягушачьей свадьбы», когда много лягушек собираются в пруду и громко квакают. Объект Оксаны Кальченко в виде огромной люстры продолжает тему ее работ из первого зала, вновь исследуя образы прекрасного и тревоги.
Работы художников Адель Сулеймановой, Анны Крюковой и Мартина Мухаметзянова связаны с образами дома, детства и юности, которые прошли у берегов Камы. Художники говорят про воспоминания, которые мы пытаемся бережно сохранить разными способами: Адель через пение бабушки и дедушки, Анна через соединение фрагментов историй и образов, которые еще остались в памяти, Мартин через фотографии и звуки, сделанные в бесконечных прогулках по родному городу.
Следующая важная тема, объединившая работы камских художников – смена фокуса восприятия обыденного, несовершенного и порой абсурдного. Так работы Петра Стабровского и Никиты Гилева показывают зрителям, как собрать новых героев и сюжеты из объектов, найденных на берегу Камы. Работа Эдварда Бенкендорфа позволяет по-другому взглянуть на слова, используемые в канцелярских делах. Камиль Шаймарданов собирает и соединяет «несовершенные» звуки города в новое и «совершенное». Данил Ахметшин делится собственной художественной практикой – это маршрутное рисование, с помощью которого можно превратить прогулку в процесс создания искусства. Вторая работа Ахметшина «Седой Чулман» и работа Эльзы Нафиковой «Стая» созданы в технике реди-мейда и рассказывают истории о воде и страхе через привычные предметы, помещенные в новый контекст.
На выставке камских художников наша команда подняла темы, которые мы еще продолжим исследовать. Нам стоит поддаться течению Камы, попробовать наладить с ней связь и открыть горожанину его реку заново. Спасибо «Стечению» и всем стечениям обстоятельств, которые позволили начать свой путь Дебаркадеру-30 – новому культурному центру в Набережных Челнах.
Спасибо, Кама!