ИЗ ПЕЩЕРЫ
Посольство музея современного искусства ZAMAN, Уфа, 2024
Пещера – распространенный образ, который можно встретить в текстах Платона, Цицерона и других авторов, живших задолго до нас. В философии пещера часто — это метафора невежества, где выход из нее можно найти через процесс обретения знаний. Мы оттолкнемся от этого образа и позволим себе развить его дальше. Человечество начинало свой путь в пещере, в которой кто-то решил оставаться, а кто-то — следовать навстречу новому. Тот, кто уже знал дорогу, мог вернуться и помочь другому выйти из пещеры. В этом процессе важным является само желание отправиться в путь и постоянное движение, чем следовать к конкретной точке назначения, которая может меняться вместе с маршрутом. 17-14 тысяч лет назад люди рисовали на стенах пещеры Шульган-Таш краской, состоящей из минералов и животного жира, сегодня художники работают с переработанным пластиком и медиа-технологиями. В новом проекте команда музея ZAMAN вместе с художниками размышляют о пути, который прошло человечество в процессе развития материалов и сырья, и о следах, оставшихся на этом пути. Сортировка и переработка пластика, безопасность новых материалов – это вопросы, вызывающие сомнение и недоверие у многих. Проект «Из пещеры» — это совместный поиск ответов, развенчивание сомнений и возможно, в ходе этого процесса, изменение своего подхода в потреблении и использовании вещей.

Природные системы берут необходимое из окружающей среды, но они же и возвращают ей что-то — дерево роняет листья, участвуя в круговороте воды и выделяя кислород. Человек – тоже часть экосистемы. Развитие технологий позволяет создать более вдохновляющую связь-сотрудничество с природой. Человек научился вводить технические материалы в повторный оборот вместо того, чтобы выбрасывать, сжигать или закапывать их. Такой подход использовался еще нашими предками, например, башкирские ткачихи уже сотни лет создают ковры из остатков ткани, ниток и кожи, называя это ҡорама ҡорау (в переводе с башкирского “лоскутное шитье”). В нашем проекте художники пробуют разные подходы для создания своих работ: поиск новых смыслов предметам, создание объектов из остатков, использование современных материалов и новых медиа. А некоторые работы после выставки уйдут в переработку, оставив после себя минимум “экологических следов”.

Мы верим в то, что ни одно действие человека не остается бесследным. Пара слов, сказанных случайно, хранятся в воспоминаниях, а пластиковая бутылка, выброшенная в природу, может еще долго оставаться в ней, но она же может получить и вторую жизнь. Люди берегут произведения искусства, здания и целые города, созданные сотни и десятки тысяч лет назад. Сохранившиеся объекты дают представление о людях, которые жили в то время, об их ценностях и идеях. Что мы хотим рассказать о себе, что создадим и оставим после себя? Это вопросы, на которые мы предлагаем совместно искать ответ уже сейчас. Оставляя после себя следы, человек строит маршрут для будущих поколений. Следы могут стать указателями, направляющими, знаками и марками. И если маршрут окажется правильным, то появится дорога, которая поможет многим и станет ориентиром для тех, кто будет после нас.

Участники выставки: Миляуша Абайдуллина, Эдгар Аюханов, Vildan Vildan, Иван Крос, Радик Мусин, Любовь Шмыкова, Ольга Цимболенко, студия физического театра «Чай и Кофе».

Куратор: Зульфия Илькаева.
Менеджеры: Гиззатуллина Анита, Еникеева Рената, Шарипова Диана
Дизайнеры: Аминев Раиль, Артём Симонов
Редактор: Королёв Андрей
Перевод на башкирский язык: Буракаева Тансулпан
Волонтеры: Исламгулова Азалия, Курапов Ролан, Мулюкова Нурзиля, Чанышева
Аэлита, Веревельская Алеся, Бакиева Юлия

Фото: Альберт Гимранов, Камил